Как лечить язву на десне — советы стоматологов

Ранки во рту: что делать при их появлении, и как лечить

Здоровье человека – вещь очень хрупкая и непредсказуемая, и зачастую заболевания появляются из неоткуда. Это касается и заболеваний полости рта. Если вы столкнулись с такой неприятной проблемой, как возникновение ранки во рту, то вам наверняка хотелось бы узнать, как от нее избавиться.

Появление ранок на слизистой полости рта человека обычно сопровождается болью и вызывает дискомфорт во время приема пищи или разговора. Но многие люди, несмотря на эти симптомы, предпочитают не обращаться за помощью к врачу. Кто-то просто игнорирует проблему, другие же пытаются заниматься самолечением заболевания в домашних условиях. Оба этих подхода только в редких случаях дают положительный результат.

Наличие каких-либо ранок и повреждений, покрывающих небо, свидетельствует о проблемах со здоровьем у взрослого или ребенка. Такую ситуацию нельзя пускать на самотек, следует обратиться за помощью к стоматологу. Только он сможет диагностировать заболевание и назначить соответствующее лечение.
Если вас беспокоят ранки во рту, то вы можете обратиться в сеть стоматологических клиник «ЛидерСтом» с целью решения данной проблемы. Мы поможем вам справиться с ситуацией и приложим все усилия к тому, чтобы быстро вылечить заболевание.

Ранки во рту как признак афтозного стоматита

Ранки во рту могут возникнуть как в следствии развития у человека отдельного самостоятельного заболевания слизистой ротовой полости, вызванного ростом и развитием патогенных микроорганизмов. Но, кроме того, причина возникновения таких ранок может скрываться и в общем соматическом состоянии взрослого или ребенка.

В большинстве случаев язвы во рту являются симптомами такого заболевания, как афтозный стоматит. Стоматит – это поражение слизистой оболочки ротовой полости человека, которое возникает в следствии атипичной реакции иммунной системы на инородные раздражители. В зависимости от характера и причин, вызвавших заболевание, стоматит бывает различных видов: язвенный, герпетический, аллергический, везикулярный и т.д.. Но с афтозной формой данного заболевания людям приходится сталкиваться чаще всего.

Назовем основные симптомы афтозного стоматита:

  • Появления во рту у человека язв (афт) округлой формы, которые имеют сероватый цвет и окружены красным воспаленным ободком. Язвы располагаются либо отдельно, либо группами, имеют различный размер.
  • Болезненные ощущения в пораженных местах верхнего и нижнего неба человека, возникающие в процессе приема пищи, напитков или во время разговора.
  • Ухудшение общего самочувствия человека, слабость.
  • Повышение температуры. Но это не обязательный симптом, он возникает в большинстве случаев у детей, поскольку они тяжелее переносят афтозный стоматит в полости рта.
  • Увеличение подчелюстных лимфатических узлов. Данный симптом афтозного стоматита также чаще проявляется у детей, чем у взрослых.

Почему возникает афтозный стоматит?

Как уже было отмечено выше, причины возникновения ранок афтозного характера во рту человека могут носить как местный, так и общесоматический характер. Рассмотрим основные из них.

Местные причины возникновения афтозного стоматита:

  • Механические повреждения слизистой полости рта человека. Такие травмы возникают в следствии употребления человеком твердой и жесткой пищи. Зачастую причиной афтозного стоматита может стать даже небольшая царапина на небе.
  • Термические поражения слизистой полости рта человека. Возникновение ранок и развитие афтозного стоматитного заболевания в таком случае провоцируют ожоги слизистой, которые человек мог получить, употребляя горячие напитки или пищу.

    Общесоматические причины возникновения ранок в полости рта человека:

  • Факторы наследственности. Предрасположенность к возникновению афтозного стоматита во рту может определяться генетическими причинами. Поэтому существует риск развития данного заболевания и проявления хронической формы стоматита (когда язвы на слизистой появляются регулярно) у людей, чьи родители тоже страдали от данной болезни.
  • Соматические заболевания. Афтозный стоматит часто развивается у людей, которые страдают какими-либо побочными соматическими болезнями. Например, это могут быть заболевания пищеварительной системы и желудочно-кишечного тракта.
  • Слабый иммунитет. По этой причине возникновению язв в полости рта подвержены дети, поскольку их иммунитет еще не сформирован до конца. У ребенка афтозный стоматит протекает тяжелее, чем у взрослого и сопровождается повышением температуры и ухудшением общего самочувствия. На фоне простудных заболеваний иммунитет также часто снижается, и возникает афтозный стоматит во рту человека.
  • Авитаминоз. При неправильном режиме питания человек не получает достаточного количества веществ, необходимых для успешного функционирования организма. На фоне нехватки витаминов группы С и B или таких микроэлементов, как селен, фолиевая кислота, цинк или железо, во рту человека в ряде случаев возникает и афтозный стоматит.
  • Аллергия. Аллергическая реакция, связанная с употреблением в пищу таких продуктов, как цитрусовые фрукты, орехи (в особенности арахис), шоколад, красные ягоды (клубника, земляника) или продуктов, содержащих глютен (крупы, макаронные изделия), в ряде случаев приводит к появлению афтозных ранок во рту человека.
  • Стресс. Когда человек попадает в стрессовую ситуацию, он тратит значительные ресурсы на то, чтобы справиться с текущей проблемой. Это приводит к упадку сил, снижению иммунитета и общему ослаблению организма, в результате чего в полости рта человека образуются ранки, и он заболевает стоматитом афтозным.

    Читайте также:  Киста зуба под коронкой, что делать? Подробная информация о лечении

    Читать также

    Как избавиться от ранок во рту?

    Стоматитные ранки, возникающие во рту человека, в большинстве случаев затягиваются сами по себе через 7-10 дней после образования. Но своевременное лечение афтозного стоматита необходимо для того, чтобы не допустить образование язв на слизистой полости рта человека вновь.
    Дело в том, что острая форма стоматита, которая характеризуется внезапным появлением ранок различного размера на верхнем и нижнем небе во рту человека, в случае игнорирования проблемы или проведения неверного лечения, имеет свойство перетекать в хроническую форму заболевания. Ранки в ротовой полости при хроническом стоматите проявляются периодически и беспокоят человека время от времени в течение жизни.

    Чтобы исключить возможность появления афтозных стоматитных язв вновь, стоматологами проводится следующее лечение:

    Местная терапия. Предполагает обработку ранок на слизистой полости рта антисептическими средствами: гелями, мазями или спреями. Во время такого лечения заболевания стоматита человеку назначаются ежедневные полоскания такими растворами, как фурацилин, хлоргексидин, мирамистин и т.д.

    Общая терапия. Включает в себя комплекс мер, позволяющих вылечить данное заболевание и вместе с тем укрепить организм. Для укрепления организма врач назначает человеку иммуномодулирующие препараты и витаминные курсы. Для борьбы с афтозным стоматитом используются разные препараты, в зависимости от характера заболевания и причин его возникновения: антигистаминные, противовирусные средства, стероиды или антибиотики.

    Подбор средств для лечения ранок при стоматите афтозного плана осуществляется только врачом и происходит после визуального осмотра полости рта человека, проведения необходимых диагностических исследований и постановки диагноза. Клиника «ЛидерСтом» предлагает воспользоваться услугами наших опытных врачей с целью осуществления данных операций.

    Что сделать, чтобы ранки во рту не появлялись снова?

    Прохождение курса своевременного лечения афтозного стоматита снизит риск возникновения подобного заболевания слизистой полости рта человека в будущем, но в некоторых случаях не исключит такую возможность полностью. В особенности это касается тех ситуаций, когда человек имеет наследственную склонность к появлению афтозных ранок во рту, страдает аутоиммунными заболеваниями, склонен к аллергии.

    В таких случаях требуется проведение профилактических мер:

    • Усиленная гигиена полости рта. Она подразумевает не только ежедневную чистку зубов и десен человека два раза в день, но и полоскание слизистой полости рта растворами антисептиков или целебных трав с целью профилактики стоматита.
    • Сбалансированное питание. Пересмотр рациона и режима питания поможет насытить организм человека необходимыми витаминами и микроэлементами и снизить риск возникновения аллергии, способной вызвать появление афтозных ранок во рту человека.
    • Прием витаминных комплексов. Если питанием компенсировать недостаток полезных веществ в организме не удается, то для профилактики стоматита человек может регулярно принимать витаминные комплексы, состав которых, дозы и продолжительность приема определит ваш лечащий врач, основываясь на результатах проведенных анализов.
    • Прием иммуномодулирующих средств. На сегодняшний день существует множество средств, которые стимулируют иммунитет и побуждают организм противостоять заболеваниям. Они могут быть как растительного происхождения, так и синтезированными лабораторным путем. Подбор таких препаратов индивидуален для каждого человека и осуществляется врачом.
    • Соблюдение мер профилактики, своевременное лечение заболевания и следование рекомендациям лечащего врача помогут человеку избежать рецидивов афтозного стоматита и повторного появления ранок во рту в будущем. Будьте внимательны к себе и к своему здоровью, прислушивайтесь к сигналам, которые подает ваш организм, и при первых же признаках заболевания слизистой полости рта обращайтесь за помощью к стоматологу.

    Не стоит заниматься самолечением стоматита и пользоваться советами знакомых или информацией, найденной в интернете, поскольку точная причина возникновения ранок во рту и стоматита может быть выявлена исключительно диагностическим путем. А подбор лечения определяется в соответствии с поставленным диагнозом, и в каждом случае он индивидуален. Стоматология «ЛидерСтом» предлагает свою помощь в лечении стоматита афтозного и других заболеваний слизистой ротовой полости. Обращайтесь к нам, и мы поможем выявить причину заболевания и в соответствии с этим произведем подбор лекарственных средств.

    Этиология и патогенез зубочелюстных аномалий

    ГБУЗ «ДСП № 63 ДЗМ»

    Развитие жевательно-речевого аппарата неразрывно связано с развитием всего организма индивида.

    Начинается оно с 5-й недели эмбрионального периода, когда закладываются первые зачатки молочных зубов, и продолжается на протяжении многих лет после рождения, до полного образования постоянного прикуса уже в зрелом возрасте — 18—20 лет. С точки зрения этиологии и патогенеза развития зубочелюстных аномалий, весь этот срок целесообразно разделить на два периода: 1) внутриутробный — когда плод находится под защитой материнского организма и нарушения в развитии его, в основном, зависят от состояния матери, и в меньшей степени, от внешних факторов; 2) постнатальный — когда ребенок переходит в условия влияния внешней среды и, благодаря унаследованным и врожденным свойствам, приспосабливается к ее воздействиям.

    Читайте также:  Как и чем помочь ребенку, режутся зубки и температура

    Нарушения развития жевательно-речевого аппарата в эмбриональном периоде. Плод в утробном периоде находится под защитой организма матери от воздействия многих вредных факторов внешней среды. Однако в “узкой среде”, окружающей плод, могут создаться условия, неблагоприятно влияющие на развитие эмбриона вообще и, в частности, — жевательно-речевого аппарата. Это влияние может быть механическим и физиологическим.

    Механическая травма плода. Как известно, в матке плод находится в амниотической жидкости, что предохраняет его от сотрясений и ударов. Количество околоплодной жидкости меняется в разные периоды внутриутробного развития. Так, к 6 месяцам беременности ее количество достигает 2 л, а к концу периода беременности уменьшается до 1 л и меньше. В связи с увеличением околоплодной жидкости возрастает внутриамниотическое давление, что может нарушать кровоснабжение плода и “весь плод страдает от голода”. При наличии меньшего количества околоплодной жидкости может происходить давление на разные части тела плода. Развивающиеся органы очень чувствительны к давлению. Иногда дос-

    таточно повысить его на несколько часов, чтобы длительно нарушить развитие органа. При типичном положении плода руки и ноги прижаты к лицу, и вследствие повышения давления околоплодной жидкости или механического надавливания извне может произойти деформация и задержка роста челюстно-лицевого скелета.

    Физиологическая связь плода с матерью уже отмечалась выше и общеизвестна. Однако нельзя не подчеркнуть, что заболевания матери такие, как туберкулез, сифилис, хронические отравления алкоголем, никотином, наркотическими веществами, нарушения эндокринного равновесия могут нарушить развитие плода и, конечно, жевательно-речевого аппарата.
    Нарушения развития жевательного аппарата в постэмбриональном периоде.

    В этот период включаются основные этапы развития зубочелюстной системы, к которым можно отнести: 1) окончание формирования и прорезывания молочных зубов; 2) закладку части постоянных зубов (часть закладывается в эмбриональном периоде); 3) развитие и начало минерализации постоянных зубов; 4) прорезывание и расстановку постоянных зубов; 5) рост челюстных костей и альвеолярных частей до полного формирования прикуса. Во время этого длительного и сложного процесса могут возникать разные осложнения, вызванные целым рядом причин.

    Незначительные нарушения, если их своевременно не устранить, могут привести к тяжелым, труднообратимым аномалиям.
    Самым критическим периодом для ребенка являются первые месяцы, а в дальнейшем — первые два года жизни.

    Неправильное вскармливание ребенка может привести к возникновению ряда нарушений жевательно-речевого аппарата. Значение вида вскармливания не только в подводе питания, без которого немыслима жизнь, — для развития зубочелюстной системы имеет огромное значение естественная сосательная функция.
    Острые инфекционные заболевания в раннем детском возрасте (корь, скарлатина, коклюш, пневмония, дифтерия и др.) также вре¬но отражаются на формировании жевательного органа.
    Необратимые дефекты развития эмали — гипоплазии могут быть следствием диспепсий и других детских заболеваний, связанных с общим нарушением развития детского организма.

    Важную роль в развитии зубочелюстных аномалий играет заболевание ребенка рахитом. В основе патогенеза рахита лежат нарушения кальциевого обмена. Кости и зубы лишаются достаточного количества минеральных солей, и при воздействии определенной силы на кости скелета и челюстные кости, в процессе жизнедеятельности организма, они могут деформироваться. Явным признаком перенесенного рахита в зубочелюстной системе являются гипоплазии на зубах и деформации челюстей. В зависимости от возраста заболевшего рахитом гипоплазия может быть локализована либо на молочных, либо на постоянных зубах.
    Клинические наблюдения показывают, что некоторые аномалии прикуса могут возникнуть вследствие нарушенного носового дыхания.

    Немаловажным фактором является положение головы ребенка во время сна. При высоком изголовье у ребенка голова нагнута вперед, шейные мышцы ослаблены и нижняя челюсть смещается мезиально. Если ребенок спит с откинутой головой, происходит противоположное явление: шейные мышцы, в том числе подкожная мышца шеи, натягиваются и нижняя челюсть смещается назад. Такое положение нижней челюсти во время сна ребенка способствует формированию дистального прикуса.

    Предраспологающим фоном для зубочелюстных аномалий являются вредные привычки. Типичное положение у плода прижатых к лицу рук и ног в утробе матери еще некоторое время после рождения приводит к несознательному сосанию пальцев. Поэтому ребенок часто играет пальцами в полости рта. До определенного возраста такую “игру” не следует считать патологией, но если ребенок продолжает систематически сосать пальцы в возрасте старше 1,5 лет, то эта длительная травма приводит к деформации челюстей.

    Большое значение в патогенезе аномалий жевательно-речевого аппарата имеет кариес и его осложнения. Преждевременное удаление молочных зубов нарушает процесс прорезывания и расстановку постоянных зубов.

    Следует также помнить, что многие аномалии жевательно-речевого аппарата генетически обусловлены и передаются по наследству. Таким образом, этиология зубочелюстных аномалий является многопричинной. И если учитывать, что все этиологические факторы действуют на фоне индивидуальной конституции, то ее определение в каждом отдельном случае очень затруднено

    Читайте также:  Зубная паста для брекетов – как сделать правильный выбор

    Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

    Аномалии зубов

    Аномалии зубов – это различного рода морфологические и функциональные отклонения от нормального количества, размера, формы, цвета, положения, сроков прорезывания, структуры тканей зубов. Аномалии зубов сопровождаются деформацией челюстно-лицевой области, неправильным прикусом, затруднениями при откусывании и пережевывании пищи, дефектами речи, эстетическими недостатками. Диагностика аномалий зубов включает внутриротовую рентгенографию, проведение и анализ ТРГ, панорамную рентгенографию, ОПТГ, томографию ВНЧС, снятие слепков, изготовление и измерение диагностических моделей челюстей, электромиографию и др. Способ лечения определяется видом аномалии зубов.

    МКБ-10

    • Причины
      • Общие причины
      • Местные факторы
    • Классификация
    • Аномалии зубов
      • Аномалии количества
      • Аномалии величины
      • Аномалии формы
      • Аномалии структуры твердых тканей
      • Аномалии положения
      • Аномалии цвета
    • Диагностика
    • Лечение аномалий зубов
    • Прогноз и профилактика
    • Цены на лечение

    Общие сведения

    Аномалии зубов – разнородная группа врожденных или приобретенных нарушений отдельных зубов, зубных рядов или прикуса, изменяющих нормальное функционирование зубочелюстной системы. Согласно имеющимся в клинической стоматологии сведениям, различные аномалии зубов встреча­ются у 40-50 % детей и подростков и 30 % (по данным некоторых авторов – у 70-80%) взрослых. В норме каждому зубу присущи определенные характеристики (анатомическая форма, величина и др.), которые определяются периодом формирования прикуса и местом зубной единицы в зубном ряду. Отклонения от физиологической нормы в количестве, размерах, форме, цвете, положении, сроках прорезывания, структуре твердых тканей расцениваются как аномалии зубов.

    Причины

    Общие причины

    Причины, провоцирующие аномалии зубов, весьма разнообразны и могут быть условно поделены на эндогенные и экзогенные. Эндогенные причины, в свою очередь, включают генетические и эндокринные факторы.

    1. Генетические признаки могут быть обусловлены наследуемыми от родителей особенностями зубочелюстной системы – размерами и формой зу­бов, челюстей, строением и функцией мягких тканей и т. д. Аномалии зубов часто входят в структуру врожденных пороков и наследственных заболеваний – расщелин верхней губы, мягкого и твер­дого неба, альвеолярного отростка; синдрома Шершевского-Тернера, синдрома Секкеля, синдрома Ваарденбурга, синдрома Дауна, несовершенного остеогенеза и многих других.
    2. Факторы эндокринного порядка оказывают существенное влияние на формирование зубочелюстной системы. Так, при гипотиреозе наблюдается задержка прорезывания и смены зубов, гипоплазия эмали, деформация и остеопороз челюстей, адентия, изменение формы и размеров коронок зубов. Своеобразие развития челюстей и аномалии зубов отмечаются при гиперпаратиреозе, гипокортицизме, гипофизарном нанизме и др.

    Экзогенные причины формирования аномалий зубов делятся на пренатальные, интранальные и постнатальные, общие и местные.

    1. К общим пренатальным факторам относятся неблагоприятные влияния окружающей среды на развивающийся плод, многоплодие, наличие амниотических тяжей, гипоксия плода, задержка внутриутробного развития, токсикозы беременности, внутриутробные инфекции, стрессовые ситуации во время беременности и т. д.
    2. Интранатальные факторы, способствующие развитию аномалий зубов, включают осложненное течение родов – обвитие пуповиной, асфиксию, внутричерепные родовые травмы, длительный безводный промежуток, синдром дыхательных расстройств.
    3. В постнатальном периоде аномалии зубов могут быть связаны с заболеваниями детского возраста: рахитом, гиповитаминозом, недостаточным пребыванием ребенка на свежем воздухе, искривлением носо­вой перегородки и нарушением носового дыхания, гипертрофией небных миндалин и пр.

    Местные факторы

    Среди местных факторов наиболее значимая этиологическая роль в развитии аномалий зубов принадлежит:

    • искусственному вскармливанию;
    • делительному использованию соски, сосанию пальца;
    • кормлению детей дошкольного возраста мягкой пищей;
    • травмам зубов;
    • короткой уздечке верхней губы или языка;
    • осложненному кариесу, приводящему к раннему удалению зубов;
    • остеомиелиту челюсти, ведущему к гибели зубных зачатков и др.

    Наличие ретинированных или сверхкомплектных зубов может приводить к аномалиям положения зубов. Аномалии цвета зубов отмечаются при наличии зубного налета, проникновении в трещины зуба пищевых красителей, воздействии никотина, деминерализации эмали, некрозе пульпы, зубной гранулеме, флюорозе, травмах зуба, сопровождающихся внутренним кровоизлиянием, пломбировании каналов резорцин-формалиновой смесью и др.

    Классификация

    Наиболее полная классификация аномалий зубочелюстной системы выделяет аномалии отдельных зубов, аномалии зубного ряда, а также аномалии развития челюстей. К аномалиям отдельных зубов относятся:

    • Аномалии величины зубов (микро- и макродентия)
    • Аномалии количества зубов (частичная и полная адентия (гиподонтия), гипердонтия)
    • Аномалии формы зубов (шиповидные, зубы Гетчинсона, Фурнье, Пфлюгера и др.)
    • Аномалии структуры твердых тканей зубов (гипоплазия, гиперплазия, несовершенный дентиногенез, несовершенный амелогенез)
    • Аномалии сроков прорезывания зубов (преждевременное, запоздалое)
    • Аномалии положения зубов (оральное, вестибулярное, дистальное, мезиальное, инфраположение, супраположение, поворот вокруг продольной оси, транспозиция)
    • Аномалии цвета зубов (пигментированная окраска эмали или дентина).

    Аномалии зубов

    Аномалии количества

    Аномалии числа зубов включают гиперодонтию (увеличение количества зубов) и адентию (отсутствие зубов). Клиника адентии подробно рассмотрена в рамках отдельной статьи.

    Читайте также:  Панорамный снимок зубов - цена, где можно сделать и как его делают

    Гиперодонтия характеризуется наличием сверхкомплектных зубов, которые обычно прорезываются вне зубного ряда (орально, вестибулярно) и приводят к смещению соседних, правильно расположенных зубов. Сверхкомплектные зубы чаще встречаются в постоянном прикусе, располагаются на верхней челюсти, имеют неправильную форму и атипичные размеры. Реже сверхкомплектные зубы не прорезываются совсем или занимают место в зубном ряду.

    Аномалии величины

    К аномалиям размеров зубов относятся макродентия (гигантские зубы) и микродентия (мелкие зубы). Макродентия сопровождается увеличением размеров зубных коронок по сравнению с нормой. Как правило, при данной аномалии зубов страдают центральные верхние резцы. Гигантские зубы могут приводить к аномалиям положения других зубов, затруднению их прорезывания, скученности. Гигантские зубы являются косметическим дефектом, ухудшающим гармонию лица.

    Микродентия, напротив, характеризуется непропорционально маленькими коронками. Как правило, встречаются мелкие верхние боковые резцы, однако уменьшение размеров может касаться всех зубов. Обычно мелкие зубы разделены большими межзубными промежутками, что также искажает внешний вид лица.

    Аномалии формы

    Среди аномалий формы зубов встречаются следующие основные виды: шиповидные зубы, зубы Гетчинсона, зубы Фурнье, зубы Пфлюгера и др.

    Коронки шиповидных зубов по форме напоминают шип или конус. Чаще всего данная аномалия зубов имеет отношение к центральным и боковым резцам, а также сверхкомплектным зубам.

    Зубы Гетчинсона имеют отверткообразную и бочкообразную форму коронки, т. е. их шейка по размерам превосходит режущий край; дополнительно по режущему краю проходит полулунная выемка. Эта аномалия характерна для верхних центральных резцов. Аналогичная форма (за исключением полулунной выемки) наблюдается и у зубов Фурнье.

    Зубы Пфлюгера характеризуются преобладанием размеров шейки над размерами жевательной поверхности первых большие коренных зубов, недоразвитием бугров «шестерок».

    Аномалии структуры твердых тканей

    Данные нарушения включают локальную и генерализованную гипоплазию, ги­перплазию, несовершенный дентино- и амелогенез. Гипоплазия эмали проявляется наличием симметричных пятен, ямок, бороздок на коронковой части зуба. Дефекты затрагивают все зубы одновременно, могут сочетаться с аномалиями цвета, размеров и формы зубов. Гиперплазия проявляется в форме эмалевых капель, лишних бугорков на жевательных поверхностях зубов; часто протекает совместно с аномалиями окклю­зии и по­ложения зубов.

    Несовершенный амелогенеза характеризуется появлением желтой или коричневой пигментации, уменьшением толщины эмали, повышенной чувствитель­ностью зубов к температурным, механическим и химическим раздра­жителям. Данная аномалия зубов иногда сочетается с микродентией, изменением формы зубов.

    Несовершенство дентиногенеза затрагивает нарушение развития дентина молочных и постоянных зубов. При аномалии дентина зубы приобретают янтарно-желтый или серовато-коричневый опалесцирующий цвет, быстро стираются, разрушаются и выпадают.

    Аномалии положения

    При аномалиях положения зубы могут занимать неправиль­ное положение в пределах зубного ряда или вне его. К данного рода аномалиям относятся дистальное, мезиальное, оральное, вестибулярное положение, инфраположение, супраположение, тортоаномалия и транспозиция.

    Дистальное положение зуба – это его смещение на­зад по зубному ряду по сравнению с оптимальным положением; мезиальное положение – смещение зуба вперед по зубному ряду. О вестибулярном положении зуба говорят в случае его смещения ближе к преддверию полости рта (губное положение передних зубов, щечное положение боковых зубов); об оральном положении – при смещении зуба вглубь полости рта (лингвальном положении зу­бов на нижней челюсти и небном – на верхней челюсти). Под супраположением понимается такая аномалия, при которой зубы располагаются выше окклюзионной кривой; под инфраположением – ниже окклюзионной кривой.

    Тортоаномалия характеризуется разворотом зуба вдоль вертикальной оси; транспозиция – взаимным изменением положения зубов (премоляр вместо клыка и наоборот).

    Аномалии цвета

    Цвет, блеск и прозрачность эмали относятся к оптическим характеристикам зуба. В норме зубы могут иметь оттенки от бело-голубого до желтого. Считается, что голубоватая эмаль является более хрупкой, а желтоватая – более прочной.

    При различных патологических состояниях возможное изменение цвета зубов до розового, серого, коричневого, коричнево–черного, зелено– коричневого, лилового, серо–синего, черного и пр. Патологическая пигментация зубов может иметь вид отдельных пятен или носить диффузный характер.

    Диагностика

    Выяснение этиологии аномалий зубов может потребовать консультативного участия генетика, эндокринолога, отоларинголога, педиатра. Непосредственная диагностика и лечение аномалий зубов проводится с участием различных специалистов-стоматологов: терапевтов, пародонтологов, ортодонтов, стоматологов-ортопедов, стоматологов-хирургов, имплантологов. Проводитсяподробное клиническое обследование (осмотр лица и полости рта, подробное изучение анамнестических данных). Инструментальная диагностика:

    • Рентген. Для уточнения аномалий зубов, определения плана лечения и его контроля осуществляется рентгенографическое обследование: телерентгенография (ТРГ), анализ и расчет телерентгенограмм, изучение лица пациента по фотографиям с расчетом необходимых индексов. внутриротовая рентгенография, панорамная рентгенография че­люстей, ортопантомография, МСКТ ВНЧС и пр.
    • Снятие оттисков. В обязательном порядке осуществляется снятие слепков и изготовление диагностических моделей из гипса, на основании которых производится изучение характеристик зубов, зубных рядов и челюстей.
    • ЭФИ. С целью оценки функционального состояния мышц лица выполняется электромиография.
    Читайте также:  Назначение французской пасты Септопак в стоматологии

    Лечение аномалий зубов

    Аномалии зубов требуют специализированного, порой длительного и многоэтапного, терапевтического, хирургического, ортодонтического, ортопедического лечения. Конкретные мероприятия зависят от вида аномалии:

    • Аномалии количества. Зубы, нарушающие правильное построение зубных рядов, подлежат удалению, а для коррекции положения смещенных зубов требуется проведение ортодонтического лечения. Если сверхкомплектный зуб расположен в дуге и не препятствует росту соседних зубов, он может быть сохранен, а его форма исправлена с помощью несъемного протезирования (коронки).
    • Аномалии размеров. Коррекция микродентии проводится путем покрытия мелких зубов коронками или их удаления с последующим протезированием. Аномалии величины зубов часто сочетаются с аномалиями их формы. Лечение данной аномалии заключается в удалении гигантских зубов, исправлении положения соседних зубов и закрытии дефектов с помощью протезирования или дентальной имплантации.
    • Аномалии формы. Выявление аномалий формы является основанием для протезирования дефектных зубов с помощью коронок или виниров либо удаления с последующим замещение съемными или несъемными протезами. Возможно проведение реставрации зубов с использованием светоотверждаемых композитных материалов.
    • Аномалии структуры твердых тканей. Лечение несовершенного амелогенеза включает прием микроэлементов и поливитаминов, глицерофосфата кальция, проведение местной реминерализующей терапии (аппликаций фосфатсодержащих препаратов, назубного электрофореза препаратов каль­ция). Решение проблемы несовершенного дентиногенеза может быть достигнуто с помощью протезирования (коронок, виниров, частичных или полных съемных протезов, мостовидных протезов) либо дентальной имплантации.
    • Аномалии положения. Устраняются с помощью врача-ортодонта. Для этого используются съемные и несъемные ортодонтические аппараты, брекет-системы, лицевая дуга и пр.
    • Аномалии цвета. Во всех случаях аномалий цвета зубов требуется установление причин изменения окраски эмали и при необходимости проведение коррекции системных нарушений. Местное лечение заключается в проведении профессиональной гигиены полости рта, использовании различных способов отбеливания зубов.

    Прогноз и профилактика

    Комплексный подход и использование возможностей современной терапевтической стоматологии и хирургии, ортопедии, ортодонтии позволяют устранить любые аномалии зубов, восстановить эстетику и нормальное функционирование зубочелюстной системы.

    Профилактика формирования аномалий зубов включает заботу о правильном внутриутробном и постнатальном развитии ребенка, рациональное питание, своевременную коррекцию эндокринных нарушений, регулярное посещение стоматолога для проведения необходимых профилактических и лечебных мероприятий.

    Этиология и патогенез приобретенных и врожденных зубочелюстных аномалий

    Вопросами изучения этиологии, патогенеза методов лечения и профилактики зубочелюстных аномалий занимаются ортодонты. В то же время детский стоматолог, в силу инициативной формы своей работы проводя периодическое исследование зубочелюстной системы ребенка, состояния твердых тканей зуба, пародонта, слизистой оболочки рта, прикуса, других заболеваний, сталкивается с данной патологией.

    Клинические признаки правильного прикуса

    Понятие «норма» в медицине определяет условно принятое обозначение правила, относящегося к какому-нибудь признаку. Прикус — соотношение зубных рядов (зубов) при их смыкании с наибольшим количеством контактов. Следовательно норма прикуса — это понятие о правильном положении зубов, форме зубных рядов и соотношение челюстей, соответственно виду прикуса и периоду его развития до полного формирования постоянного прикуса.

    Определение нормы формирующегося временного прикуса в первом периоде связано с процессом прорезывания временных первых, вторых моляров, клыков. Показателем являются симметричность и последовательность прорезывания. Наличие физиологических диастем и трем на обеих челюстях между боковыми резцами и клыками, клыками и премолярами на нижней челюсти следует рассматривать как норму временного прикуса.

    Норма второго периода сменного прикуса характеризуется последовательностью и симметричностью прорезывания первых и вторых премоляров, затем постоянных клыков. В периоде формирования временного прикуса нередко определяются симптомы диспропорции роста как свидетельство неравномерности созревания органов и тканей зубочелюстной системы и их функций, что проявляется в виде признаков формирующихся аномалий прикуса. Такие симптомы, однако, могут быть определены, как проходящие, но, учитывая многообразие различных причинных факторов проявления симптомов, их можно рассматривать и как начало патологии.

    В периоде постоянного прикуса незначительные отклонения в положении зубов, их величине и форме, изменения формы зубных рядов и соотношения челюстей в сагиттальном и вертикальном направлениях в пределах нормы следует рассматривать как признак законченного индивидуального развития прикуса.

    Различные факторы проявления зубочелюстных аномалий

    В возникновении зубо-челюстно-лицевых аномалий большое значение имеет генетическая обусловленность, которая определяется на основе генеалогического анализа по трем вариантам:

    прямое наследование признаков (диастема, адентия, изменение числа и формы зубов);

    передача по наследству несоответствия размеров челюстных костей (истинная прогнатия / прогения);

    передача по наследству несоответствия размеров челюстей и зубов (тесное / редкое расположение зубов);

    В отличие от генетически обусловленных аномалий врожденные аномалии связаны с глубокими нарушениями в эмбриональном периоде. К ним относятся: пороки развития зубов, челюстей или системные аномалии в челюстно-лицевой области.

    Также существует большое количество приобретенных зубочелюстных аномалий, ибо их возникновение зависит от различных вредных воздействий в периодах формирования временного, сменного и постоянного прикуса.

    Неправильное сосание

    Эта функция занимает особое место на первом году жизни ребенка, т.к. благодаря ей не только осуществляется процесс питания ребенка, но так же происходит процесс правильного формирования прикуса ребенка и установление зубных рядов в нейтральном положении.

    Читайте также:  Методы исправления протезов из пластмассы

    Нарушение функции сосания заключается в следующем:

    нарушение ритма и процесса естественного вскармливания;

    недостаточное всасывание молока, неравномерное проглатывание;

    употребление соски, пустышки, не связанное с приемом пищи;

    сохранение сосательной активности после 10 месяцев жизни;

    замедленное перемещение челюстей при процессе сосания;

    Неправильное глотание

    Неправильное глотание, а также привычка давить языком на зубы являются важными этиологическими факторами в развитии зубочелюстных аномалий.

    В норме процесс глотания претерпевает определенные изменения от рождения до установления прикуса. Ребенок рождается с хорошо развитым рефлексом глотания и достаточной активностью языка, особенно его кончика. В покое язык свободно располагается между десневыми валиками и преимущественно бывает вытянут вперед, что обеспечивает его готовность к работе.

    Но с появлением первых временных зубов возникает перестройка процесса глотания. При нормальном (соматическом) способе глотания губы спокойно сложены, зубы сжаты, кончик языка упирается в передний участок твердого неба за верхними резцами. При неправильном способе глотания зубы не сжаты и кончик языка контактирует для с нижней губой при сокращении подбородочной мышцы, а иногда и других мимических мышц, что отражается на конфигурации лица: заметна протрузия губ, сморщивание лба, закрывание глаз и вытягивание шеи.

    Неправильная функция глотания ведет к значительным изменениям в челюстно-лицевой области. Чаще других возникают такие отклонения, как сужение зубных рядов, уплотнение фронтального участка зубной дуги нижней челюсти, открытый прикус.

    Нарушение функции дыхания

    Нарушения данной функции имеют важное значение в развитии аномального прикуса, т.к. она обусловлена затрудненным прохождением струи воздуха через носовые ходы и определяется как ротовое или смешанное дыхание. Обычно такое состояние бывает связано с неправильным способом глотания и несмыканием губ. Этим сочетанием определяются его клинические признаки: полуоткрытый рот, смещенный назад и вниз корень языка, что изменяет профиль лица ребенка — появляется . При дыхании заметно напряжение крыльев носа, изменение конфигурации ноздрей, в состоянии физиологического покоя отмечается увеличение нижней трети лица. В результате неправильного дыхания нарушается динамическое равновесие мышц околоротовой области и языка.

    Нарушение функции жевания

    Нарушение функции жевания у детей принято характеризовать как . Причиной такого способа жевания может явиться несвоевременный переход к употреблению твердой пищи, который должен совпадать с периодом формирования временного прикуса. Отрицательно влияет на становление функции жевания нарушение сроков и последовательности прорезывания зубов, врожденное их отсутствие (адентия). Отсутствие временных зубов влияет и на положение языка. Язык устремляется в область дефекта, появляются вредные привычки неправильного положения языка и сосания.

    Вредные привычки

    К ним в стоматологии относят зафиксированные двигательные реакции, не имеющие физиологически приспособительного значения: сокращения мышц околоротовой области, языка, движения нижней челюсти, сосание и прикусывание пальцев, языка, губ и различных предметов, неправильно протекающие функции жевания, дыхания, глотания, речи, неправильное положение тела (неправильная осанка, неправильное положение челюсти или языка в покое).

    Различные предрасполагающие факторы развития аномального прикуса

    аномалии уздечек верхней губы, нижней губы и языка;

    аномалии строения преддверия полости рта;

    нарушение физиологической стираемости временных зубов;

    нарушение сроков и последовательности прорезывания временных зубов и их смены;

    заболевания твердых тканей зубов и их осложнения;

    ранняя потеря временных и постоянных зубов.

    Клинические проявления зубочелюстных аномалий

    Аномалии периода формирования временного прикуса

    На первом году жизни могут быть установлены врожденные аномалии или пороки развития органов челюстно-лицевой области и системные аномалии мягких тканей и костей лица (расщелины губы, альвеолярного отростка, неба, значительные деформации челюстных костей, характеризующие врожденные уродства). В периоде формирования временного прикуса до полного прорезывания 20 временных зубов зубочелюстные аномалии проявляются как отклонения от нормального развития, так как о прикусе, т.е. определенном взаимоотношении зубных рядов, можно судить лишь после его окончательного сформирования.

    На первом году жизни определяются следующие морфологические отклонения:

    аномалии прикрепления уздечек языка;

    нарушение последовательности и парности прорезывания зубов;

    аномалии количества, величины, формы и положения временных зубов;

    несоответствие размеров челюстей;

    изменение формы челюстей;

    изменение кривизны десневых валиков в разных направлениях;

    неправильное положение языка в покое и при глотании;

    различные вредные привычки;

    К признакам отклонения в физиологическом развитии зубов и челюстей у ребенка в возрасте старше 1 года добавляются так же:

    изменения цвета зубов

    сохранение активности сосания

    вялое формирование функции жевания

    кончик языка упирается при глотании в напряженные губы

    Типы развитых аномалий и деформаций сформировавшегося или формирующегося прикуса

    Прогнатия

    Прогнатия характеризуется выдвинутым положением верхней челюсти. Вследствие дистального сдвига нижней челюсти или выдвижения верхней вперед имеет место нарушение смыкания как передних, так и боковых зубов. При этом верхние зубы выдвигают вперед верхнюю губу, а нижняя же попадает под верхние зубы. Все это в целом отражается на внешнем виде и функции жевания и речи.

    Читайте также:  Виниры из диоксида циркония: цена, отзывы
    Прогения

    При прогеническом соотношении зубных рядов наблюдается выдвижение вперед нижней челюсти, вследствие чего нижние зубы перекрывают одноименные верхние. При значительном проявлении данной аномалии откусывание пищи резцами становится невозможной и их роль переносится на боковые зубы. При данной патологии резко изменен внешний вид больного и нарушены речь и жевание.

    Глубокий прикус

    Глубокий прикус характеризуется большим перекрытием передними зубами верхней челюсти передних зубов нижней челюсти при отсутствии режущебугоркового контакта. Режущие края нижних зубов могут касаться шейки верхних. Иногда контакт отсутствует и зубы касаются десны, повреждая ее. Стоматологу следует различать глубокий прикус и глубокое перекрытие, являющееся анатомическим вариантом ортогнатического прикуса. При нем верхние передние зубы перекрывают нижние более чем на 1/3 треть высоты своих коронок, но режущебугорковый контакт сохраняется.

    Открытый прикус

    При этом виде прикуса отсутствует смыкание передних зубов, а иногда и премоляров и в контакт вступают лишь моляры. Одновременно имеются глубокие функциональные нарушения. Отсутствие контактов между передними зубами заставляет больного откусывать пищу премолярами или молярами. Сокращение полезной жевательной площади затрудняет и разжевывание пищи. В растирании пищи значительное участие принимает язык, который увеличивается в размерах. Речь больного нарушается, как и внешний вид.

    Перекрестный прикус

    Под перекрестным прикусом понимают соотношение зубных рядов, при котором щечные бугорки нижних боковых жевательных зубов расположены кнаружи от одноименных верхних. Передние зубы смыкаются правильно.

    Классификация зубочелюстных аномалий

    Для определения сформированных зубочелюстных аномалий предложено много различных классификаций. Но наиболее подходящими для использования детскими стоматологами являются следующие.

    Неправильное положение зубов и изменения формы зубных рядов удобно определять по классификации, предложенной Д. А. Калвелисом. Аномальное положение отдельных зубов, выражающееся в различных наклонах, поворотах, перемещении в зубном ряду по отношению к трем перпендикулярным плоскостям:

    вестибулярное или оральное (передне-заднее направление);

    мезиальное или дистальное смещение;

    неправильное положение зубов по отношению к горизонтальной плоскости

    повороты зубов вокруг продольной оси

    скученное положение зубов, выражающееся в различных наклонах, поворотах, перемещения, наложениях

    Для детальной оценки тесного положения зубов во фронтальном участке при правильном положении зубного ряда может быть рекомендовано четыре степени тяжести.

    Степень I.

    Равномерно выраженное тесное положение зубов во фронтальном участке при правильном положении зубного ряда.

    Степень II.

    Преобладание неправильного положения одного постоянного резца с поворотом по оси, налеганием на рядом стоящий зуб или наклоном в оральном или вестибулярном направлении.

    Степень III.

    Характеризуется двумя признаками: неправильным положением зубов и изменением формы зубного ряда и альвеолярного отростка во фронтальном участке с вытеснением из зубного ряда одного или двух зубов, и изменением положения зубов, обусловленным их поворотами по оси, наклонами, значительным налеганием друг на друга и перемещением в оральном или вестибулярном направлении.

    Степень IV.

    Характеризуется вытеснением из зубного ряда двух и более зубов в сочетании со значительным уплощением фронтального участка зубного ряда нижней челюсти. При этом определяется недостаточность апикального базиса и значительный оральный наклон коронок зубов над уровнем базальной дуги (т.е. в области перехода альвеолярного отростка в базальную дугу).

    Методы комплексной профилактики аномалий прикуса.

    Профилактика аномалий прикуса проводятся в различные периоды детского и юношеского возраста, включая внутриутробное развитие.

    От рождения до 6 месяцев.

    От 6 месяцев до 3 лет (Период временного прикуса).

    От 3 лет до 6 лет (Период сформированного временного прикуса и начало формирования смешанного).

    От 6 до 9 лет (Первый период смешанного прикуса).

    От 9 до 12 лет (Второй период смешанного прикуса, начало формирования постоянного прикуса).

    От 12 до 15 лет (Период формирования постоянного прикуса).

    Для каждого периода характерны свои методы профилактики.

    Нормализация жизни матери, нормальное питание, условия труда и. т. д.

    Профилактика травматизма при рождении ребенка.

    Характер вскармливания ребенка.

    Санация полости рта. Причем нужно отдавать предпочтение нестирающимся пломбировочным материалам. И если у ребенка есть потеря зубов, то нужно изготавливать профилактические протезы.

    Купирование вредных привычек осознанных и неосознанных.

    Операции на уздечке языка проводятся:

    1. При рождении — ребенок не может полноценно питаться молоком.

    2. В 3 года — при нарушении речи.

    3. В 7 лет — при аномальном положении и прорезывании нижних резцов.

    4. После 7 лет — в плане профилактики заболеваний пародонта нижних зубов. ( Такое вмешательство так же обусловлено тем, что короткая уздечка верхней и нижней губы провоцирует образование мезиального, открытого или дистального прикуса).

    Углубление преддверия полости рта (проводится в 8-9 лет).

    Устранение макроплазии (проводится в 8-9 лет).

    Удаление временных зубов, оставшихся после прорезывания постоянных.

    Читайте также:  О качестве и надежности титановых коронок для восстановления зубного ряда

    Серийное и последовательное удаление зубов (по методу Котец).

    Особое место в профилактике развития аномального прикуса занимает лечебная физкультура. Ее основными задачами являются:

    Купирование вредных привычек.

    Нормализация функционирования зубочелюстной системы.

    Ослабление гиперактивных мышц.

    Усиление слабых мышц.

    Примерный комплекс ЛФК для детей с дистальным прикусом.

    Часть I.

    1. Зубки на зубки, заборчиком.

    2. Закусить нижними зубами верхнюю губу.

    3. Из положения (1) выдвигать нижнюю челюсть с частотой 1 раз в секунду.

    4. Из положения (1) выдвигать нижнюю челюсть на 15, 20, 40, более секунд.

    5. При запрокинутом подбородке доставать кончиком языка до кончика носа, для усиления активности мышц выдвигателей, купирования вредных привычек, выдвижение нижней челюсти вперед в более правильное положение.

    Часть II. ( Комплекс усиление активности круговой мышцы рта ).

    1. Упражнения с глотком воды, применяется и при нормализации функции дыхания у ребенка. Набирается глоток воды и как можно дольше не проглатывается.

    2. Удерживать губами линейку, эквилибратор, и. т.д.

    Часть III. ( Общеукрепляющая терапия ).

    1. Дозированная нагрузка, она предполагает использование морковки или другого овоща, который режется на пласты 1мм, через 3 дня: 1.5 мм и.т.д. И по мере адаптации пародонта к нагрузке увеличивается размер этого слоя.

    2. Передними зубами закусывается эластический круг, и происходит тренировка пародонта.

    Профилактика зубочелюстных аномалий

    Зубочелюстная система — это сложный и уникальный механизм, нарушения работы в котором могут повлечь за собой проблемы функционирования других систем органов. Так, не правильное расположение зубов может спровоцировать такие заболевания как гастрит, ожирение, заболевания печени, холецистит, проблемы с поджелудочной железой, а также с эндокринной системой и кожей. И это далеко не полный список.

    Нарушение расположения челюстных костей или их роста, некорректное расположение зубов, а также особенности их смыкания, нарушения функций дыхания, сосания, глотания, жевания и речи — все это обуславливает аномалии прикуса.

    Стоит отметить, что формируются они не внезапно — начинается все с таких малозаметных симптомов как опущенные вниз уголки рта, сглаженные носогубные складки и т.п. Однако по мере того как ребенок растет, зубная аномалия формируется все глубже и в результате может потребовать длительного и дорогостоящего лечения. Именно поэтому важна ранняя диагностика заболевания.

    Причины возникновения зубочелюстных аномалий

    Наследственная предрасположенность

    К такому фактору относится количество и размеры зубов, а также размеры челюстей и иных частей черепа — то, что во многом обуславливает схожесть родителей и детей. В частности, по наследству очень часто передаются сверхкомплектные зубы, диастема (промежутки между зубами), особенности прикрепления уздечки языка, расщелина нёба и другое.

    Ненаследственные факторы

    1. Н арушения течения беременности, а также общее состояние здоровья матери ребенка. Причинами для развития зубочелюстных аномалий могут быть вирусные заболевания, падения или даже просто ушибы на месяце беременности, недоедание или несбалансированная диета, прием антибиотиков, курение, а также злоупотребление алкоголем, стрессы во время первого триместра и пр.
    2. Заболевания ребенка.
    • недоношенность,
    • рахит (как следствие задержка в развитии челюстей),
    • болезни органов дыхания,
    • диспластические процессы (случаи, когда у ребенка присутствует сверхкопмлектность зубов либо, наоборот, нет зачатков зубов),
    • врожденные аномалии в развитии надпочечников, щитовидной железы, гипофиза (лечение на ранних стадиях позволяет нормализовать развитие зубочелюстной системы),
    • аномалии уздечек языка и губ,
    • заболевания зубов и челюстно-лицевой области (стоит помнить, что лечить необходимо все зубы, даже молочные).
    1. Неправильное кормление.
      Естественное вскармливание, как правило, оказывает положительный эффект в процессе формирования зубов и челюсти ребенка, поскольку для того, чтобы получить молоко, ребенку требуется прилагать усилия, многократно двигая нижней челюстью. А вот искусственное кормление из соски может провоцировать нарушение процесса сосания. Более того, если отверстие в соске больше, чем надо, то ребенок скорее глотает пищу, нежели сосет. Также постоянное давление бутылочку на нижнюю челюсть может спровоцировать деформацию последней.
      Кроме того, сказывается на формировании зубов недостаточная жевательная нагрузка. В итоге у ребенка может формироваться излишняя скученность зубов, недостаточно стираться временные зубы — все это провоцирует неравномерное распределение жевательной нагрузки и некорректный рост челюстей.
    2. Вредные привычки.
      Особенно остро сказываются вредные привычки сосания. Так, если ребенок любит сосать нижнюю губу или большой палец, то в итоге это может привести к удлинению верхнего зубного ряда, если же ребенок часто сосет верхнюю губу, то удлиняется в итоге нижний ряд. Если ребенок привык грызть карандаш или ногти, то это может спровоцировать формирование диастемы. Развитие зубочелюстных аномалий также может быть спровоцировано жеванием на одной стороне, неправильное положение ребенка во время сна (в одной позе с кистями рук под щекой) и прочее.

    Лечение зубочелюстных аномалий

    Лечение зубочелюстных аномалий (отклонений) следует приводить еще в детском возрасте, потому как они могут стать причиной множественных проблем: формирование неправильного прикуса, деформация черт лица, неправильная дикция.

    Читайте также:  Темный, желтый, коричневый налет на зубах у детей: причины и устранение

    Интересно! Стоматологи нередко сталкиваются с очень необычными и любопытными аномалиями. К примеру, одному индейскому парню удалили 232 зуба. Дело все в том, что у подростка была обнаружена опухоль на нижней челюсти, состоящая из зубов. Еще один интересный случай произошел в Саудовской Аравии. У молодого человека извлекли зуб, который рос в носу.

    Какими бывают аномалии

    Зубочелюстные аномалии могут быть врожденными или приобретенными. Зубочелюстные дефекты – распространенная патология, особенно у детей дошкольного возраста. Поэтому важно не только вовремя проводить лечение, но и посещать врача для раннего выявления нарушений.

    Виды отклонений:

    • слишком большие или маленькие зубы;
    • аномальное количество зубов;
    • неправильная форма;
    • дефект структуры твердых тканей;
    • ранние или поздние сроки прорезывания;
    • неправильное расположение;
    • нестандартный цвет эмали;
    • неправильный прикус.

    Почему требуется проводить лечение таких дефектов?

    Потому что зубочелюстные патологии приводят к:

    • деформации челюстей, черт лица;
    • неправильному прикусу;
    • невозможности нормально откусывать и пережевывать пищу;
    • проблемам с органами желудочно-кишечного тракта;
    • дефектам речи;
    • заниженной самооценке.

    Зубочелюстные проблемы, если их не лечить, приведут не только к некрасивой улыбке, но и проблемам с желудочно-кишечным трактом (гастрит, язва). Вероятны и психоэмоциональные нарушения личности: заниженная самооценка, стрессы и депрессии из-за насмешек сверстников. Все это существенно отражается не только на качестве жизни ребенка, но и в будущем взрослого человека.

    По каким причинам могут возникнуть зубочелюстные дефекты

    • Генетические – по наследству от родителей детям передаются различные особенности зубочелюстного аппарата: неправильный размер и форма, нарушение строения и функций мягких тканей.
    • Эндокринные – гипотиреоз, гиперпаратиреоз, гипокортицизм, гипофизарный нанизм.
    • Экзогенные – нарушения развиваются на фоне неблагоприятного воздействия внешних факторов в период внутриутробного развития; различных нарушений во время беременности; внутриутробных инфекций; родовых травм.
    • Местные – раннее искусственное кормление, сосание пальцев, кормление детей дошкольного возраста только измельченной пищей, механические повреждения зубов, короткая уздечка, ранний кариес, зубной налет.

    Лечение нарушений

    Лечение аномалий выполняется в любом возрасте, но лучше начинать терапию в период, когда развивается молочный прикус. Некоторые зубочелюстные отклонения следует лечить только в определенном возрасте.

    Могут применяться следующие методики:

    • аппаратурная;
    • аппаратурно-хирургическая;
    • хирургическая;
    • функциональная (миогимнастика).

    Миотерапия представляет собой лечебную гимнастику. Благодаря систематическим продолжительным занятиям стимулируются функции мышц, которые плохо развиты, нормализуется рост челюстей и симметричное развитие всего лица. Наиболее эффективен данный способ лечения в дошкольном возрасте.

    Аппаратурная терапия представляет собой механическое воздействие на отделы, в результате чего перестраиваются ткани зубочелюстной системы. Аппараты могут быть съемными и несъемными.

    Когда аппаратное лечение не дает положительный результат, применяется комплексная терапия, которая включает в себя хирургическое вмешательство.

    Осложнения после лечения

    • существенное расширение опорных зубов;
    • воспаление десен;
    • кариес;
    • кровоизлияние в ткани.

    Противопоказания

    Не проводится лечение при наличии воспалительных процессов в ротовой полости, инфекционных и хронических заболеваний в острой стадии, психических расстройств.

    Профилактические методы

    Благодаря комплексному подходу, применению ультрасовременной терапевтической стоматологии, новаторских хирургических методов лечения, устраняются аномалии, восстанавливается нормальное функционирование зубочелюстного аппарата.

    К профилактическим методам относятся:

    • придерживаться здорового образа жизни во время беременности, исключить стрессы;
    • рационально питаться;
    • своевременно корректировать нарушения эндокринного характера;
    • регулярно посещать стоматологический кабинет для проведения диагностики и выявления аномалий.

    Важно следить за состоянием здоровья ребенка сразу после рождения. Немаловажную роль играет раннее прикладывание к груди, насыщенное витаминами и всеми необходимыми веществами питание. Все это поможет избежать различных аномалий.

    Этиология и патогенез приобретенных и врожденных зубочелюстных аномалий

    Зубочелюстные аномалии и деформации (далее – ЗЧА) являются второй по распространенности стоматологической патологией у детей школьного возраста. Их диагностика и лечение является одной из актуальных задач в ортодонтии, поскольку они существенно снижают качество жизни, влияя на жевательную функцию, приводя к речевым нарушениям, эстетическим недостаткам, отражаясь на здоровье и социальной адаптации, приводя к ограничению профессионального выбора и реализации человеческого потенциала [8].

    Информационный поиск за последние 15 лет показал, что эпидемиологические исследования, проведенные целым рядом авторов, в том числе зарубежных, свидетельствовали о стабильно высокой частоте ЗЧА у современных детей и подростков [38, 40, 43]. В различные возрастные периоды распространенность ЗЧА варьирует. Так, по данным ряда авторов, минимальная распространенность зубочелюстных аномалий наблюдается у детей в возрасте 4-5 лет и составляет 36,2% [10, 16]. Согласно Н.А. Лазаревой (2000 г.) частота зубочелюстных аномалий в данный период в 5 раз превышает распространенность кариеса и составляет 64,6% [9].

    Нужно отметить, что представленная в доступной литературе информация оказалась достаточно вариабельной, что связано с социально-экономическими, региональными и популяционными различиями обследованных групп. Ведь, как известно, значительный уровень морфологических и функциональных отклонений в зубочелюстной системе обеспечивается генетическими, биологическими и социально-средовыми детерминантами. [13]. Так же неоднозначны и данные по структуре ЗЧА. По данным В.В. Яркина (2006 г.), аномалии зубного ряда диагностируются в диапазоне от 22,0 до 56,0% случаев, формы зубных рядов – 12,0-32,0%, дистальной окклюзии – 30,0-56,0%, мезиальной окклюзии – 2,5-7,8%, глубокой резцовой окклюзии – 3,0-5,0% [23]. А.В. Алимский (2008 г.) отметил тенденцию к росту врожденных аномалий, а также первичной адентии и ретенции постоянных зубов [1].

    Читайте также:  Жидкость для полоскания рта для чувствительных зубов - особенности выбора

    В настоящее время исследователи обосновали концепцию общности факторов, формирующих как стоматологический статус, так и состояние соматического здоровья [15, 19, 39, 41, 44].

    Изучение распространенности ЗЧА у детей разных групп здоровья и углубленные клинико-лабораторные исследования позволили выявить определенную причинно-следственную взаимосвязь между различными заболеваниями органов и систем и деформациями зубочелюстно-лицевой системы [18]. Эти данные вполне согласуются с представлениями о единстве структуры и функций систем организма человека, ибо морфологической основой единства характеристик стоматологического и соматического здоровья является общность эмбрионального происхождения лицевой части черепа, кожи, ее производных, опорно-двигательного аппарата, клапанов сердца, сосудов [27].

    С одной стороны, неудовлетворительный стоматологический статус является фактором риска возникновения и хронизации общих заболеваний. С другой стороны, состояние зубочелюстной системы рассматривается в качестве индикатора соматического здоровья [3].

    Исследования показали, что выраженные морфологические и функциональные нарушения в зубочелюстно-лицевом комплексе всегда сочетаются с обязательным «набором» хронических симптомов со стороны органов и систем организма. А.С. Fonder [26] обозначил данное состояние как стоматологический дистресс-синдром (Dental Distress Syndrome).

    На основании анализа корреляции между параметрами ЭКГ, электромиографии и ЭДГ была доказана межсистемная интеграция функционального состояния зубочелюстной и вегетативной нервной системы, а также сердечно-сосудистой и дыхательной систем [5].

    Увеличение частоты ЗЧА в 1,6-2,3 раза увеличивает распространенность нарушений опорно-двигательного аппарата [7] и диспластических заболеваний костной и соединительной ткани [4, 12, 14, 29].

    Установлена высокая частота (до 90,0%) ЗЧА у детей с аллергопатологией [17].

    Оценка стоматологического статуса у детей с хроническим гастродуоденитом, сахарным диабетом, вегетососудистой дистонией и хроническим бронхитом определила, что ЗЧА диагностировались более чем у половины обследованных. Ортодонтическая патология наиболее часто регистрировалась у детей с эндокринными заболеваниями (62,5%), в менее выраженной степени – у детей при вегетососудистой дистонии (44,0%) [2, 20, 32, 30, 34, 42].

    Влияние тироксина на развитие зубочелюстной системы было доказано A. Petrovic, 1974 г. [33]. Названный гормон, по мнению автора, стимулирует рост в клиновидно-затылочном синхондрозе, хрящах носа, рост верхней челюсти в области костных швов, тем самым детерминируя размер и положение верхней челюсти. При гипофизарной недостаточности, связанной с уменьшением секреции всех гормонов, вырабатываемых в передней доли гипофиза, также выявлялись нарушения в зубочелюстной системе. Определялись задержка формирования и прорезывания постоянных зубов, замедление темпов роста и развития челюстей, глубокий прикус [30].

    Половые гормоны, бесспорно, являются одним из ключевых факторов, определяющих рост и развитие не только всего костного скелета, но и нижней челюсти в частности. При изменениии уровня половых гормонов наблюдалось нарушение сагиттального роста нижней челюсти, ее архитектоники, диспропорциональное развитие лицевого отдела черепа [28]. При гипогонадизме выявлялись деформация лицевого скелета, аномалии прикуса, изменения в структурах ВНЧС. Так, обследование 122 больных, страдающих b-талассемией, которая сопровождается гипогонадизмом, выявило диспропорциональное развитие лицевого отдела черепа [36]. При изучении краниофациальной морфологии у детей с ожирением регистрировались увеличение длины нижней челюсти, прогнатия челюстей, снижение передней высоты лица [24].

    Таким образом, взаимосвязь локальных нарушений в зубочелюстно-лицевой области у детей и подростков с общими заболеваниями позволяет систематизировать зубочелюстные аномалии и деформации как полиорганную, социально значимую патологию. Следовательно, диагностику, тактику лечения и профилактику зубочелюстных аномалий и деформаций необходимо рассматривать в контексте целостности формирующегося организма ребенка, взаимообусловленности формы и функции его органов и систем. Учитывая, что диагностика ранних признаков аномалий затруднена сменой зубов, а особенности расположения зачатков зубов можно выявить только рентгенологически, существенное значение при обследовании пациента приобретают разработка и внедрение диагностических моделей для определения рационального плана лечения [6, 22]. И здесь особое место могли бы занять прогностические программы, основанные на применении автоматизированных скрининговых систем, как важный профилактический этап организации специализированной медицинской помощи детскому населению.

    Рецензенты:

    Поздеева Т.В., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой экономики, менеджмента и медицинского права ГБОУ ВПО «НижГМА Минздрава России», г. Нижний Новгород;

    Позднякова М.А., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой профилактической медицины ФПКВ ГБОУ ВПО «НижГМА Минздрава России», г. Нижний Новгород.

  • Ссылка на основную публикацию